6 октября общественная организация «Зеленое досье» на круглом столе экспертов заявила о создании украинской системы экологической сертификации отелей.
Круглый стол был организован для того, чтобы обсудить наработанное, выслушать мнения экспертов и, возможно, на последнем этапе разработки, что-то изменить, а также для того, чтобы пригласить представителей заинтересованных сфер к сотрудничеству.
В обсуждении участвовали глава правления Ассоциации гостиничных объединений и гостиниц городов Украины Николай Евдокименко, представитель турагенства «Терра Инкогнита» Сергей Подмогильный, експерт по вопросам водоснабжения и водоочистки ПФ «Экопром» Владимир Шор, представитель Центра экологического консалтинга и аудита «Партнер» Оксана Волоско-Демкив, региональный координатор Государственного департамента США в Европейском регионе по вопросам охраны окружающей среды, научно-технологического сотрудничества и охраны здоровья Семуэль Котис и другие.
Семуэль Котис начал с того, что опроверг мнение, что экономическое развитие и благосостояние людей противостоит сохранению окружающей среды и экологии. «Я работаю за рубежом и, когда возвращаюсь в США, вижу все больше компаний, которые ориентируются на использование чистых технологий, экологического менеджмента. Они позиционируют себя на рынке как дружественные к природе компании и делают это с маркетинговой точки зрения. Ведь все больше потребителей предпочитают быть клиентами компаний, которые бережно относятся к природе», - рассказал господин Котис. Также он заметил, что такая ситуация на рынке является результатом многолетней деятельности неправительственных организаций в США, которые постоянно формировали общественное мнение.
В Украине же обсуждение экологического менеджмента еще не там уровне и общественные организации часто наталкиваются на абсолютное непонимание со стороны компаний, которые ошибочно считают, что защита окружающей среды вредит интересам бизнеса.
В то же время внедрение системы экологического менеджмента позволяет экономить до 50% ресурсов, таких как электричество, вода и тепло и экономить, соответственно, деньги. А позиционирование себя на рынке в качестве экологически чистого производства, экоотеля, экоресторана и т.п. помогает привлечь больше клиентов, делает их более лояльными к компании. Инициаторы украинской экологической сертификации отелей, представители «Зеленого досье», рассказали, что кроме экономической и конкурентной мотивации, многих владельцев гостиниц заботит и охрана окружающей среды, как таковая.
Это стало приятным сюрпризом небольшого исследования, проведенного экспертами «Зеленого досье» и Голландской экспертной организации PUM. Так же это пилотное тестирование показало высокую степень готовности туристического бизнеса к внедрению экологической сертификации, а самой большой проблемой на этом пути является, как оказалось, банальное отсутствие правдивой и подробной информации о преимуществах экологического менеджмента. И в то же время в Украине есть примеры развлекательно-туристических объектов, владельцы которых ничего не зная, собственно, об экологическом менеджменте, достигли в нем определенных успехов. Это, например, гостиница «Косив» и частная усадьба «Живица» в Ивано-Франковской области, частная усадьба на Кинбурнской косе.
Владелец арт-кафе «Купидон» в центре Киева достиг 50% экономии электричества, тепла и воды с помощью внедрения несложных технологий, не требующих больших денежных средств. Тем не менее, даже на пути настроенных на получение в будущем экологического сертификата владельцев гостиниц и ресторанов часто появляются проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно. Во многих местностях нет централизованного водоснабжения, газоснабжения, канализации… Практически нет на украинском рынке экологически маркированных продуктов, сложно купить экологически дружественную бытовую химию (безфосфатную и безцеолитную). У всех гостиниц, расположенных далеко от областных центров, возникает проблема с раздельным сбором и утилизацией мусора. В некоторых моментах планируемые критерии экологической сертификации идут в разрез с законодательством Украины.
Например, чтоб достичь до 75% экономии тепла, нужно обустроить локальное теплоснабжение. Там, где есть центральное отопление, это запрещено. Экологический критерий предусматривает информирование клиентов гостиницы, что белье и полотенца будут постираны, с целью экономии ресурсов и минимизирования влияния на окружающую среду, только по мере необходимости и по их просьбе. Госстандарт для отелей предусматривает обязательную ежедневную стирку белья. И все, без исключения, владельцы еще не наладили экологическое просвещение клиентов, что является одним из критериев экологической сертификации.
Возможно, это потому, что и самим хозяевам еще нужно помочь и с необходимыми материалами, и с интересными идеями по их доведению до клиентов. Конечно же, многие из возникающих проблем можно решить. Для экономии воды можно легко наладить сбор воды, используемой в душах и умывальниках, и направлять ее в сливные бачки, смывая унитазы не чистой и такой дорогой для природы водой, а вполне пригодной для этого «вторичной». Если питьевая вода из колодцев и скважин недостаточно хорошего качества, вместо того, чтобы покупать привозную воду в пластиковых бутылях, можно понять, что не так в «своей» воде и купить соответствующие проблеме, сертифицированные фильтры. При наличии определенной суммы, выделенной на развитие, можно установить и собственную систему очистки канализационных вод. Стоит такая система около 10 тыс. долларов, зато обслуживание потом требует минимальных затрат. Хотя, конечно, никто от гостиницы, которая выступила с добровольной инициативой на получение экологической маркировки, не будет требовать всего и сразу. Частично именно для этого и необходимо введение отечественной общественной сертификации, чтобы эксперты, зная украинские реалии не понаслышке, могли индивидуально подходить к каждому отелю или ресторану.
В таком случае очень высоко будут оцениваться не только уже введенные в быт гостиничного хозяйства дружественные к природе схемы, но и просто – экологически дружественное мышление хозяев и работников гостиницы, их настрой и готовность делать свой бизнес в этом плане все лучше и лучше, сотрудничать с защитниками природы. Украинская система экологической сертификации нужна и для того, чтобы экологическую маркировку могли получить малые формы туристического бизнеса, такие как кафе и частные усадьбы зеленого туризма. Ведь средств на то, чтоб получить международный сертификат, стоимостью от 1000 долларов, у них, часто, просто нет.
Причем многим участникам отечественного туристического рынка нужно просто объяснить, что есть такая возможность и какая в этом выгода, а никакая международная организация этим заниматься не будет. А ведь присвоить отелю «зеленый знак» нужно не для того, чтобы он у них был, а для того, чтоб хоть немного, хотя бы в этом единичном случае, уменьшить влияние человека на природу, уменьшить вред. «Зеленое досье» уже на этапе разработки столкнулось с подобными проблемами, когда примеряешь экологические критерии на конкретные гостиничные и ресторанные хозяйства, а они, так чтоб все сразу, ну никак не подходят – не доросло еще хозяйство до таких размеров, или что-то внешнее, неотделимое, мешает.
Поэтому разработчики системы сертификации предусматривают три вида критериев: - обязательные критерии, которым нужно соответствовать еще до подачи заявки на сертификацию, это критерии, без которых получение сертификации невозможно несмотря ни на какие обстоятельства; - обязательные критерии с временными ограничениями. В эту группу входят критерии, которым можно не соответствовать на момент подачи заявки или даже на момент получения сертификата, но соответствия с которыми владельцы обещают достичь в течении определенного, недлительного времени; - идеальные критерии. Это критерии, соответствовать которым необязательно ни для получения сертификации, ни для ее подтверждения. Но к которым нужно стремиться. Или для увеличения своей выгоды, или потому что бережное отношение к природе уже стало внутренним требованием, или для того, чтобы повысить свой уровень сертификации, например, от одной зеленой звездочки до трех. То есть отношение к претендентам на получение экологической маркировки будет реалистичным и лояльным. И если уж кто-то действительно решил сделать свой бизнес дружественным к природе и получить сертификат, который это подтверждает, то он его получит!
В конце встречи выступил представитель украинского туристического агентства Сергей Подмогильный, который из собственного профессионального опыта подтвердил, что экологическая маркировка востребована. Туристы уже обращают на это внимание и будут обращать еще больше. Особенно внимательно к этому критерию при выборе места для отдыха относятся иностранные туристы. Поэтому все туристические агентства из двух одинаковых гостиниц, единственным отличием которых друг от друга является то, что вторая отмечена как экологически дружественная, всегда выберут вторую. Кроме того, роль туристических компаний в выборе туристами места отдыха неизменно уменьшается с каждым годом и увеличивается сегмент индивидуального туризма. Туристы все чаще подготавливаются к отдыху сами, ищут необходимую информацию в Интернете, обращают внимание на все плюсы и минусы потенциального места для отдыха, особенно принимая во внимание критерии безопасности для здоровья и экологической чистоты.
Так что экологическая маркировка – это несомненная возможность гостиницам и ресторанам выгодно выделиться среди конкурентов и заявить о себе в сети Интернет, так как о первых, кто сертифицируется будут писать много и бесплатно. Не говоря уже об экономии ресурсов и, банально, - о сохранении природной окружающей среды, о замедлении темпов ее уничтожения…
Коментарі
Тамара, ви молодці. Актуальна тема, хоча потребує додаткових коштів на впровадження.