bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз

Доступна Україна. Аналіз. Недостатність громадського контролю державної політики у сфері адаптації
27.09.2013

Устройство и развитие любого государства не возможно без активного участия общественного сектора, который у нас в стране принято называть «третьим сектором». Общественный сектор, состоящий из общественных организаций, благотворительных фондов, общественных объединений и других негосударственных структур, играет основополагающую роль в регулятивной политике управления власти. Общественный контроль, общественное мнение, общественная экспертиза, общественные инициативы являются весомыми регуляторами действий власти различных уровней в демократическом государстве. Эффективность реализации  политики власти  в формировании безбарьерной среды для людей с инвалидностью в Украине, без участия общественного сектора, практически не возможна. При достаточно таки сильной  нормативной правовой базе, в данной сфере, полностью отсутствует административный механизм государственного контроля за процессами адаптации физического окружения городов и сел к потребностям людей с инвалидностью. В частности, мы говорим об контроле за созданием доступной инфраструктуры  городов,  включающих в себя доступность объектов коммерческого сектора, работающего в сфере предоставления  услуг  населению, доступность объектов административного управление, здравоохранения, образования и других. Отсутствие единой системы административного контроля приводит к систематическим повсеместным нарушениям. Мониторинг архитектурной доступности, проведенный в областных центрах Украины, подтверждает данное предположение неутешительной статистикой:

Доступность объектов органов власти (1139 )

34% -доступно; 48%-не доступно

Объекты здравоохранения(540)

28% -доступно; 52% - не доступно

Объекты образования (486)

17% -доступно; 67% - не доступно

Объекты транспортной инфраструктуры (68)

-51% доступно: 29%-не доступно

Коммерческая инфраструктура (3613)

23% -доступно; 62%- не доступно

Объекты культуры и досуга  (997)

28% -доступно; 54%- не доступно

    При этом, что очень важно, что из 1930 объектов, в которых производились работы по постройке пандусов  в 938 случаях были допущены грубые нарушения (большие углы), которые по своей сути, при отсутствии административного контроля, не имеют механизмы исправления. Все эти и другие нарушения, может видеть любой человек, оказавшийся в любом городе Украины, в виде пешеходных переходов на  перекрестках, которые строят до сих пор без занижения бордюров; в виде автостоянок, с которых не возможно выехать самостоятельно на инвалидной коляске на тротуар; в виде пандусов с большими углами или без перил, которые не только не помогают, но и  являются угрозой для жизни.

  Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что только общественный сектор может существенно корректировать и контролировать процессы в данной сфере. Общественные организации, а в частности организации инвалидов, обязаны вести систематический контроль, как региональной политики на местах, так и непосредственный контроль формирования Национальной политики по созданию доступной инфраструктуры городов и сел Украины.  Помимо контроля, ОИ обязаны проводить разъяснительную работу, как о необходимости создания условий доступности для инвалидов, так и о том, как правильно и качественно её создавать. При этом  разъяснительная работа, по качественному формированию условий доступности, необходима не только собственникам  и руководителям объектов коммерческой инфраструктуры, но и  руководителям государственных органов власти на различных уровнях. Для организации такой деятельности, общественным организациям, необходимо обладать высоким потенциалом, профессионализмом, а также надлежащей материально финансовой базой. Не многие организации в Украине обладают всеми вышеперечисленными составляющими, что напрямую отображается на слабом контроле в сфере формирования безбарьерной среды в Украине. Слабая активность общественного сектора, в сфере адаптации физического окружения к потребностям инвалидов, позволяет представителям власти, на различных уровнях, включая руководство страны вести пассивную политику в данном направлении, результаты которой ощущает каждый инвалид в Украине. Попыткой активизировать участие общественных организаций инвалидов в формировании и контроле процессов создания безбарьерной среды, является организация деятельности «Комитетов архитектурной доступности» при  государственных администрациях областей и районов Украины. Данный орган появился вследствие реализации национальной программы «Безбарьерна Украина», принятой в 2007 году. Идея объединения усилий общественных организаций и представителей органов власти для регулирования процессов в сфере создания архитектурной доступности инфраструктур, на тот момент ее реализации была  прогрессивной. Но, как показало время, данный «комитет» не смогла существенно  повлиять на процессы создания доступной инфраструктуры административных областей, районов, городов и сел Украины. Волна, прокатившаяся в 2007-2009 году, по организации создания условий доступности, а именно постройке пандусов к зданиям объектов органов власти, во всех без исключения областях и районах Украины, привела к повсеместным нарушениям, о чем мы уже писали выше. Причин мало эффективности деятельности «комитетов доступности» несколько, основные из них следующие:

-Организационно-административное устройство комитета, которое не позволяет представителям общественных организаций существенно влиять на принятие решение комитетом

-Консультативный статус «Комитетов», делает его решение не обязательным к его выполнению исполнительной властью, что дает возможность последней их игнорировать.

-Полное отсутствие системы финансирования, не дает возможность ведения оперативной деятельности, а также лишает возможности представителей общественных организаций, входящих в комитет проводить систематические мониторинги (доступности), включая мониторинги выполнения решений комитета.

- Обязательное назначение Главы «комитета доступности» лица, являющегося руководителем органа исполнительной  власти, отвечающим за сферу строительства и развития (области, района, города) делает невозможным налаживание системы эффективного контроля «комитетом доступности», так как руководитель комитета не заинтересован в контроле собственной же деятельности, которую он же курирует в ветке исполнительной власти. Аналогичная ситуация слаживается и с другими руководителями органов власти, представленных в обязательном порядке в составе «комитета», которые не заинтересованы в налаживании контроля над  деятельностью вверенных им структур. Например: ГАСК, Управление  (департаменты, отделы)архитектуры, Управление (департаменты, отделы) транспорта и т.д.

Все вышеперечисленное в большинстве случаев делает работу «комитета доступности» чистой формальностью, что подтверждается результатами анализа, который провел БФ «Прометей» в период 2012-1013 года. В рамках проекта «Доступна Украина», были разосланы более 500 информационных запросов, в областные, районные и городские администрации 25 областей Украины. С целью предоставить информацию о деятельности «комитетов доступности», протоколы решений, программы и списки участников. Анализ полученных ответов показал следующее:

-Комитеты доступности при областных администрациях собирались в среднем 2-3 раза в год(получено 100% ответов). Проведение комплексных мониторингов архитектурной доступности территорий своих административных единиц не проводилось, в единичных случаях проводился адресный мониторинг объектов.  Решения, принятые «комитетами» в основном рекомендательного характера и направлены на необходимость создания условий доступности к тем или иным адресным объектам.

-Районные комитеты доступности (получено 21% ответов). Отсутствие ответов на информационные запросы, говорит об отсутствии самой информации, которая запрашивалась, что подтверждает практически 60-70%-ую бездеятельность «комитетов» в районах. Полученные ответы  практически все носят декларативный характер, направленный на необходимость создания адресной доступности к тем или иным объектам имеющим социальное значение. Подведя общий анализ мы не нашли ни одного решения о проведения мониторинга архитектурной доступности, как и не нашли ни одного решения, инициирующего привлечение к административной ответственности тех или иных руководителей, допустивших нарушения в процессах создания условий доступности вверенных им объектов.

Проблема №5  Недостаточность участия общественных организаций инвалидов в процессах формирования безбарьерной среды в Украине.

Пути решения проблем.

Активация общественности.

Необходимость формирования Всеукраинского общественного движения или объединения организаций инвалидов, с целью создания единой системы проведения систематических социальных исследований, направленных на контроль государственной политики в сфере создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью. Проведение ежегодных мониторингов архитектурной доступности инфраструктуры городов и сел Украины с обязательным предоставлением их результатов органам власти, что  существенно повлияет на  регулирование, как местных, так и государственной политики в данном направлении. Поднятие данной проблемы до уровня организаций-доноров с целью увеличения донорских программ на проведение мониторингов архитектурной доступности организациями инвалидов на своих территориях. Отсутствие  социальных исследований, на данный момент времени, напрямую зависит от недостаточности финансирования общественных мониторингов, которые являются финансово затратными.

Так же стоит существенная необходимость создание единой Всеукраинской системы отображение результатов мониторингов, проводимых в любой административно территориальной единице Украины, со свободным доступом к ней, как представителей органов власти, так и представителей общественности. Унификация данной системы отображения результатов, даст возможность отображать ее данные в виде  электронной карты архитектурной доступности, которая станет  путеводителем для людей с инвалидностью по всей территории Украины. Как альтернативный пример данной двусторонней системы можно взять ресурс Socio, где наряду со статистической информацией о доступности всех видов инфраструктур городов и сел Украины, размещена информация о доступности/недоступности, более чем 7 000 объектов (список увеличивается по ходу проведения мониторингов) городских и сельских инфраструктур.

 Нормативные изменения.

С целью поднятия эффективности деятельности «комитетов доступности», а так же увеличению участия данной структуры в процессах формирования безбарьерной среды своих административных территорий необходимо произвести ее реорганизацию или рассмотреть инициативу создания отдельным нормативным документом аналогичной структуры, со следующими основными поправками:

- изменение статуса решений «комитета» от «рекомендательных» на «обязательны к исполнению», а так же, внедрение механизма  обязательного взаимодействия с ГАСКом

- наделение «комитета» функциями общественного контроля, с утвержденной системой фиксирования административных правонарушений в сфере архитектурной доступности, а так же наделение общественных представителей «комитета», функциями «общественных инспекторов»

- обязательное участие представителей  «комитета» в комиссиях ГАСКа, по вводу в эксплуатацию объектов строительства (ранее норма была исключена)

- создание системы бюджетного финансирования операционной деятельности «комитетов», с обязательным финансированием проведения плановых мониторингов

- изменение структуры управления в сторону увеличения участия в руководстве представителей общественных организаций инвалидов с целью расширения участия общественности в государственном управлении.

 В большинстве стран мира существуют аналогичные общественные органы, которые эффективно взаимодействуют с органами исполнительной власти в процессах формирования безбарьерного физического окружения, необходимого для ведения самостоятельного образа жизни людьми с инвалидностью.

С уважением,

Руководитель проекта «Доступная Украина»
Глава Правления БФ «Прометей»

Дрюма Олег

Контакты:

е-меil: [email protected]

Тел.: (099) 5638311

Предыдущие публикации по теме:

Проблема №4. “Доступна Україна”. Аналіз. Проблема створення транспортної та вуличної інфраструктури Проблема №3. Аналіз проблеми громадської інфраструктури для людей з інвалідністю  Проблема №2. Аналіз проблеми відсутності розуміння «Комплексної доступності» 

Проблема №1. Аналіз формування безбар’єрного середовища для людей з інвалідністю Проект Стаття. “Доступна Україна”. Обман або непоінформованість?

Публікація № 2 Проект «Доступна Україна». Практичні результати. Публікація № 3.

Проект “Доступна Україна”. Безбар’єрне середовище. Публікація № 1

Проект “Доступна Україна” шукає партнерів

Контакти

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi



Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.