В прошлой публикации, мы осветили одну из главных проблем, препятствующую созданию качественной доступной инфраструктуры для людей с инвалидностью, а именно проблему постройки неправильных пандусов, автостоянок, пешеходных переходов. Но как выявилось в ходе проведения мониторинга в 17 областных центрах, повсеместные нарушения ДБН, далеко не единственная проблема в данной сфере.
Каждый из Вас, проходя по улицам своих городов, обращал внимание на красивые пандусы, сделанные по всем нормам ДБН, с качественным покрытием, никелированными перилами и это похвально. Но при всем моем уважении к собственникам таких объектов, анализ мониторинга показывает, что зачастую к такому пандусу затруднительно или невозможно подъехать человеку на инвалидной коляске, из-за разбитого или некачественного тротуара или отсутствия оборудованного выезда с автостоянки.
Комплексная доступность объекта - это не только пандус, это как минимум три критерия. Оборудованная специальным местом для инвалида автостоянка, обустроенная прилегающая территория и уже вход, замечу не только пандус, а «целый вход», в который входит и нормативная ширина дверного проема и необходимая высота порогов, не говоря уже о доступности внутренней части объекта. Задам простой вопрос: « А многие ли из Вас видели на входах в объекты коммерческого сектора или государственных органов, цветные яркие полосы на тротуаре, ведущие к входу? или первую и последнюю ступень входа выделенных контрастным цветом? или таблички слева от входа, со шрифтом брайля или просто таблички указывающие доступность для инвалидов данного объекта?». Думаю единицы, а это все является вспомогательными условиями, которые необходимы людям с ограниченным зрением, для свободной самостоятельной ориентации к доступу в объект. Коль мы коснулись условий доступности для людей с нарушениями зрения, не могу обойти стороной важный вопрос обустройства пешеходных переходов на улицах городов. Каждый из Вас видит повсеместно устанавливающиеся «говорящие светофоры», но кто нибудь видел, чтоб с установкой звукового оборудования на светофоре, сразу же проводили работы по занижению бордюров на этом же перекрестке? Зачастую оборудовав светофор, никто даже не подумал, что необходимо реконструировать все пешеходные переходы этого перекрестка.
Проблема №2. Отсутствие осведомленности представителей власти и бизнеса в понимании необходимости создания «комплексной доступности» для людей с инвалидностью, основанной на принципах универсального дизайна.
Решения данной проблемы в полном объеме зависит от деятельности общественных организаций инвалидов. Именно люди с инвалидностью в полной мере понимают всю остроту данного вопроса и что самое важное знают, как правильно решать конкретные задачи по формированию комплексной доступности. Общественные организации инвалидов обязаны контролировать всю инфраструктурную деятельность в своих городах, проводить экспертизу планов создания и реконструкций площадей, улиц, дорог, стадионов, набережных и пляжей и др. Законодательство не препятствует такой общественной деятельности. Скажу больше, последнее время появляется тенденция, где представители местных органов власти, сами призывают организации инвалидов к экспертному участию в реконструкциях, с целью создать «качественную» доступность. Ярким примером такой деятельности, может являться участие НАИУ, в контроле за соблюдением интересов людей с инвалидностью, при постройке Национального стадиона в г.Киеве, в рамках подготовки к ЕВРО 2012.
Постановление КМ «706», от 01.08.2012 «Про затвердження Державної цільової програми “Національний план дій з реалізації Конвенції про права інвалідів” на період до 2020 року», обязывает региональные и местные органы власти разработать и реализовать до 2020 г, программы направленные на «Реализацию Конвенции прав инвалидов ООН». В каждой области, в каждом городе Украины разрабатываются или уже реализуются программы, направленные на формирование безбарьерной среды своих территорий. Существенно важно участие в разработке, реализации и самое главное в контроле за выполнением таких программ, общественных структур и организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Проведя анализ более чем 30 аналогичных программ различных регионов и городов Украины, мы пришли к выводу, что все они фактически стандартны, как копипасты, что подтверждает минимальное участие в их разработках общественников или самих инвалидов. Скажу больше, зачастую содержание программ говорит о недопонимании сути проблем их авторами, как правило, сотрудниками социальных управлений, на которых возлагается разработка таких программ. Примером участия общественности, в формировании региональной политики в сфере защиты прав инвалидов, является разработка и принятие «региональной целевой программы по реализации КПИ в Одесской области на период до 2020», принятой Одесским областным советом 04.07.2013. Программа разрабатывалась при непосредственном участии общественных организаций, что сразу отобразилось на качестве и наполнении самой программы, которое отображает взгляд организаций инвалидов, на решение тех или иных проблем региона. Касательно нашей темы, в данной программе Одесской области, заменен пункт «Оборудование светофоров звуковыми сигналами», на пункт «Оборудование перекрестков, включая звуковое оборудование светофоров». Маленькое на первый взгляд изменение, но какие существенные последствия при реализации! Хотелось бы, чтоб лозунг «Не делайте ничего для нас, без нас», услышали все чиновники, которые отвечают за создание безбарьерной инфраструктуры наших городов.
В данном описании я не упомянул проблему, связанную с недостаточностью информации о доступности для инвалидов, как самих объектов, так и информацией о доступности целых городов и регионов Украины. Так же я не упомянул о проблеме, отсутствия общественного контроля государственной политики в сфере формирования безбарьерной среды в регионах, как и недостаточную активность общественных организаций инвалидов. На мой взгляд., эти темы сами по себе являются отдельными значимыми проблемами, стоящими на пути формирования цивилизованной, доступной инфраструктуры и заслуживают отдельных публикаций.
Хотелось бы услышать мнения общественников по данной проблеме.
С уважением,
Руководитель проекта «Доступная Украина»
Глава Правления БФ «Прометей»
Дрюма Олег
Контакты:
е-меil: fondprometei@mail.ru
Тел.: (099) 5638311
Предыдущие публикации по теме:
“Доступна Україна”. Аналіз формування безбар’єрного середовища для людей з інвалідністю
Проект “Доступна Україна”. Обман або непоінформованість? Публікація № 2 Проект «Доступна Україна». Практичні результати. Публікація № 3.
Проект “Доступна Україна”. Безбар’єрне середовище. Публікація № 1
Коментарі