bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз

Про спонсорів і спонсорство, або Рецепт виживання для неурядової організації
24.02.2011

Недавно я опубликовал две статьи о том, где брать средства на содержание некоммерческого сайта. Резонанс, который они вызвали, был несколько неожиданным – с десяток комментариев и больше двадцати писем на электронную почту.

Что характерно – большинство корреспондентов в той или иной форме утверждали, что некоммерческий сайт вообще не может и не должен зарабатывать деньги; по утверждению большинства, есть только два способа содержания такого сайта – волонтёрство и поиск грантов.

Поначалу у меня возникла мысль написать ответную статью, но потом я решил посмотреть на проблему более широко. Я задался вопросом: откуда в принципе могут и должны брать деньги некоммерческие проекты и некоммерческие организации, и как с этим обстоит дело в Украине?

В общем-то, некоторые аспекты этой темы я затрагивал в статье о третьем секторе, но чисто концептуально. Если же рассматривать вопрос более глубоко, то становится очевидным, что украинские НГО не готовы и не хотят обеспечивать себя сами.

Разумеется, волонтёрство – устоявшаяся традиция, без него существование третьего сектора на Западе немыслимо. Но, тем не менее, оно ни в коем случае не панацея. Разумеется, в небольшой организации бухгалтер и руководитель могут выполнять свои функции не безоплатной основе, при условии, что у них есть основное место работы и постоянный доход. Но если мы говорим о серьёзной организации, то здесь мы имеем дело с полноформатным предприятием, с той лишь разницей, что инвестиции оно конвертирует в социально значимые результаты, а не в материальную прибыль.

А для успешной работы такой организации необходима материальная база – офис, офисная техника, возможно транспорт, а также квалифицированный персонал на постоянной основе. Квалифицированный персонал в этом случае не получится привлечь на общественных началах – потому что выполнять свои функции он должен в стандартном рабочем режиме, как и на любом другом предприятии. Всё это требует постоянного привлечения средств на институционное развитие организации.

И в этом случае гранты не могут решить этот вопрос – средства доноров, как правило, целевые, предназначенные для финансирования конкретного проекта. На институционное развитие НГО или хотя бы на покрытие административных расходов денег , как правило, не дают – честно говоря, не вспомню ни одной грантовой заявки за последнее время, где была бы предусмотрена бюджетом оплата аренды офиса. То есть варианта два – либо обманывать донора, часть средств по-тихому пуская на содержание организации, либо искать альтернативные источники.

В отношении этих самых альтернативных источников ситуация вырисовывается простая до безобразия. Общественные организации хотят, чтобы их кто-нибудь содержал. Не государство, так кто-нибудь другой. Это они придумали и усиленно культивируют миф о социально ответственном бизнесе, суть которого в том, что бизнес должен за свой счёт содержать НГО. Но бизнес на самом деле никому ничего не должен, он заплатил налоги и не обязан отдавать свои деньги, заработанные между прочим напряжённым трудом, на проедание каким-то «общественникам». Первый вопрос, который задаёт бизнес, когда к нему обращаются за очередной подачкой, это вопрос: «а какая мне от этого польза?». При этом бизнес не отказывается от благотворительности, но при этом опять же вкладывает сам в себя – украинские предприниматели предпочитают создавать именные фонды, денежный оборот которых могут контролировать, вместо того чтобы тратиться на сторонние организации, которые запросто могут позволить себе нецелевое расходование средств. А социально ответственный бизнес придумали те, кто не хочет работать.

Если говорить о спонсорстве конкретных мероприятий – здесь всё понятно, это целевые деньги, и такое спонсорство мало чем отличается от рекламы. Разве что спонсор рекламирует не конкретный товар, а свой бренд. Что же касается «бюджетов проедания», то такое спонсорство сильно отдаёт содержанством, которое мало чем отличается от проституции. Это как в анкете на сайте знакомств – «ищу спонсора»… Вроде и не на панели, но где-то рядом. Конечно, искусство продаваться тоже талант, и есть он не у всех. Но кто себя ценит в денежном выражении – тот обесценивается в человеческом. Нужно уметь зарабатывать самим, зарабатывать, а не «мутить» деньги, и не попрошайничать, пусть даже в завуалированной форме.

Так где же брать деньги? Ответ на самом деле лежит на поверхности, только его в упор никто не хочет замечать.

Мы не будем рассматривать организации, созданные для удовлетворения потребностей и защиты прав её членов. Эти самодостаточные образования должны сами обеспечивать себя за счёт самофинансирования. Оптимально это – членские взносы. И на этом вопрос можно считать закрытым.

Предметом нашего интереса в данном случае являются профессиональные организации третьего сектора, решающие важные общественные и социальные проблемы.

На мой взгляд, есть следующие пути получения дохода от основной деятельности, который затем можно использовать на покрытие административных расходов и институционное развитие организации.

Благотворительная поддержка целевых групп. Фактически большая часть общественных организаций специализируется на представительстве интересов или защите прав. Вполне логичным будет привлечение денежных средств клиентов таких организаций для финансирования их уставной деятельности. Конечно, здесь нужно потратиться на рекламу, донести информацию до целевой аудитории, убедить эту аудиторию в практической полезности НГО.

И – самое главное – примером успешной деятельности подтвердить всё это на практике. Если ваша организация специализируется на проблемах малого бизнеса – попробуйте убедить предпринимателей на рынке оказывать вам материальную поддержку. Конечно, это сложнее, чем убедить одного донора, но зато куда эффективнее – если три тысячи предпринимателей будут жертвовать вам по 10 гривен в месяц каждый, то ваша организация может напрочь забыть о проблемах с отсутствием средств на аренду офиса или оплату работы специалистов. Если же вы не сможете убедить свою целевую аудиторию – значит либо плохо убеждали, либо ваша деятельность никому не интересна, кроме вас самих.

1.Платные услуги нецелевым группам.

Ваша организация специализируется на определённых видах деятельности, вы имеете в своём распоряжении профильных специалистов, контакты с другими организациями всеукраинского или международного уровня, работающими в той же сфере, у вас есть материально-техническая база и человеческие ресурсы. То есть вы – профессиональный игрок не рынке, и можете конвертировать всё это в деньги. Кроме того, поскольку вы имеете возможность использовать работу волонтёров, стоимость ваших услуг будет конкурентной. Социологические, маркетинговые исследования, тренинги для бизнеса, политических партий, других общественных организаций – в чём вы разбираетесь, всё можно продавать. Главное – системный подход.

2.Социальный заказ.

Нельзя сказать, что это реальность сегодняшнего дня, но в некоторых регионах примеры тому есть. Если этого нет в вашем городе или районе – никто не мешает вам выйти с инициативой к органам местного самоуправления со своими предложениями. В любом случае, есть определённые сферы деятельности, которым государственные органы не могут уделить должного внимания – к примеру, трудоустройство молодёжи, работа с инвалидами, проблемы информатизации. Проще говоря, есть определённый социальный заказ, и ваша задача – убедить власть в том, что вы можете этот заказ выполнить, «выбить» бюджет на будущий год и работать.

То, что я здесь набросал – общие направления. Можно расписать ещё подробнее – от социальной рекламы до зелёного туризма. Что и как делать в каждом конкретном случае – вопрос менеджмента каждой НГО в отдельности. Другое дело – что на практике наши организации третьего сектора сориентированы не на общественно-полезную деятельность, а на узконаправленное удовлетворение фантазий спонсоров и грантодателей. Поэтому им очень тяжело будет убеждать общество в своей нужности и полезности.

И ещё. В связи с этим я очень бы хотел в конце концов посмотреть на украинский третий сектор без западных доноров. Потому что только тогда станет вполне очевидно кто есть кто и кто чего стоит на самом деле.

Читайте також:

Сайт для неурядових організацій, або як завоювати інтернет

За чий рахунок банкет, або де взяти кошти на функціонування некомерційного сайту

Контакти

Коментарі

Олександр Хвостенко   5021 день тому   #  

Мне,не понятно,почему Вы отзываетесь о социальноответсвенном бизнесе (СОБ),как о мифе.СОБ придумали не НО,а сам бизнес,т.к. желает интегрироваться в общество,в котором работает.Клиента так же волнуют соц.проблемы нашего общества.Вот он и ищет,кто поможет ему реализовать свою потребность в добром деле.А кто ему ближе?НО или разл.бизн.структуры?.При помощи"этого самого мифа о СОБ"компании в разы увеличивают свои обороты.И для того,чтобы успешно внедрять элементы"соц."маркетинга и нужны мы,НО.Пример:сегодня в успешно проводятся акции в супермаркетах по сбору продуктов.Как Вы думаете,почему адм.различных сетей открыли двери своих магазинов!?Потому что одна такая акция добавляет к их обороту определенную сумму!Нам(НО)хорошо-есть ресурс, реклама,общение с населением.И им хорошо-увеличился оборот и покупатель воспринимает их бизнес, как"СОЦИАЛЬНООТВЕТСВЕННЫЙ".Кто-то сказал,что"доброе дело,это товар".Я с этим согласен.Мы должны стать прагматиками,чтобы изменить этот мир к лучшему.

  •   Пiдписатися на новi
Олександр Хвостенко   5021 день тому   #  

Выйти без особых сложностей на широкие массы население для привлечения не целевого ресурса для деятельности своей НО легче всего через коммерческие структуры потому, что они уже туда вышли. Люди хотят реализовать свои потребности в добрых делах! Коммерческим структурам нужна прибыль! Нам нужен ресурс! Мы, просто, созданы друг для друга! А просить коммерческие структуры дать тебе что-то просто так... Мне, лично, это не нравится. Уж больно это хлопотно. Слишком много для этого нужно сил и энергии. в этом, Сергей, я с Вами согласен.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5020 днів тому   #  

Небольшая ремарка. Интеграция третьего сектора и бизнес-структур несёт в себе угрозу коммерциальзации неприбыльных организаций. Есть риск, что НГО превратятся в придатки бизнес-структур и начнут работать не на социально значимый результат, а на фактически с целью зарабатывания денег ради денег.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5020 днів тому   #  

Небольшая ремарка. Интеграция третьего сектора и бизнес-структур несёт в себе угрозу коммерциальзации неприбыльных организаций. Есть риск, что НГО превратятся в придатки бизнес-структур и начнут работать не на социально значимый результат, а фактически с целью зарабатывания денег ради денег.

  •   Пiдписатися на новi
Тимчук Тарас    5020 днів тому   #  

Між іншим, PWC свідомо відмовились від терміну "соціальна відповідальність бізнесу", а користуються словосполученням "відповідальність бізнесу". відповідальність або є або її немає. Її в Україні можуть дозволити не всі, напевне в силу якихось ментальних особливостей ))

  •   Пiдписатися на новi
Олександр Хвостенко   5018 днів тому   #  

Мне, лично интересны все замечания. Хотелось бы больше пообщаться на эту тему. Я думаю, что коммерциализация в разумных пределах не так уже и плохо:
1. Социальные услуги и благотворительность станут более доступны для населения и приобретут большую стабильность;
2. НГО станут больше думать о о своей рентабельности и услуги будут предоставлять те, которые нужно людям, а не те, которые "сами себе" придумали;
3. И, как следствие, коммерциализация сделает организации третьего сектора более независимыми и позволит занять прочные позиции в экономике.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5018 днів тому   #  

Александр, согласен по всем трём пунктам. Главное, чтобы при этом не потерялся главный смысл существования НГО - решение общественно важных проблем, которые не решают бизнес и власть.

  •   Пiдписатися на новi
Олександр Хвостенко   5017 днів тому   #  

Да, согласен, что есть и такая опасность... В Вашем замечании большая доля истины. Хотя, думаю, что если такое случится, то организация (НГО) потеряет свою сущность и перестанет быть актуальной и востребованной. Ведь мы уникальны и актуальны до тех пор, пока находимся именно в своем секторе (поле), пока решаем общественно важные проблемы.
Сергей и Тарас, спасибо вам за интересную беседу.

  •   Пiдписатися на новi
Сергій Сошинський   5017 днів тому   #  

Шановні добродії! Цікава розмова, але, по суті та нажаль для читачів і ринку НДО- без результату. Тема, яка лунає, дуже широка, торгається майже всіх, хто працює на ринку ГО та благодійних фондів. Підняті Сергієм питання-важливі (Ви, шановний пане Сергій, забули про ще одне джерело - ендавмент :-), варто було би його розглянути). Пропоную провести з цього приводу круглий стіл, результатом якого стане як мінімум ПР кампанія серед НДО щодо можливих джерел фінансування. А насправді, всі наші НДО треба вчити. Довго та наполегливо. З іспитами та практикою. Вважаю, що НДО не можуть керувати не заможні особи без менеджерської освіти. Інакше справи не буде. Сергій правий: або будуть дурити або красти, що по суті-одне і теж саме. В результаті страждати будуть всі.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5017 днів тому   #  

Ідею круглого столу підтримую. НДО дійсно треба вчити, бо здебільшого вони не знають де шукати, як шукати (я про гроші), лише знають про те, що можна грант написати.
Також згоден: керівник НДО має бути людиною, що прийшла в організацію не гроші заробляти, а дійсно працювати задля певної мети. Нажаль, вчорашні студенти та "тимчасово безробітні", що очолюють більшість українських НУО, прийшли в третій сектор аби розжитися грошима - іншої роботи просто не було. Про якісь менеджерські навички тут взагалі можна не згадувати...

  •   Пiдписатися на новi
  •   Пiдписатися на новi



Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.