bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз

За чий рахунок банкет, або де взяти кошти на функціонування некомерційного сайту
14.02.2011

Поскольку недавно написанная мною статья о сайтах для некоммерческих организаций неожиданно вызвала повышенный интерес, я решил продолжить тему. Продолжить в наиболее актуальном направлении – за счёт чего поддерживать уже готовый сайт. Именно по этому поводу я получил наибольшее количество вопросов. Рассматриваем следующую ситуации.

Есть сайт, есть определённый трафик – стабильное количество посетителей; сайт присутствует в основных поисковых системах, может быть даже в ТОПе; есть группа людей, постоянно ведущих работу над улучшением ресурса. Всё замечательно. Но возникает вопрос - что дальше? О чём бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах. Любой проект мёртв, если после исчерпания некоего стартового капитала он неспособен привлечь финансирование, которое обеспечит его дальнейшую жизнеспособность.

Несомненно, газету в интернете выпускать гораздо дешевле: не нужно тратиться на полиграфию и прочие рудименты оффлайна, однако расходы на персонал и материально-техническое обеспечение сокращаются несущественно, а рассчитывать на выручку от продажи тиража не приходится. Поэтому приходится придумывать разнообразные новаторские способы превращения посетителей в деньги. Сразу оговоримся: мы не будем рассматривать здесь сугубо коммерческие ресурсы.

Если сайт создаётся непосредственно для того, чтобы продавать некий продукт, его дальнейшее существование будет напрямую зависеть от того, насколько эффективно он будет делать. Также мы не будем рассматривать случай, когда сайт продвигает какие-то оффлайновые сервисы – тогда он является рекламным продуктом, и затраты на содержание сайта есть ни что иное как вложения в рекламу. Также, говоря о некоммерческих сайтах, мы не будем рассматривать сайты, которые являются визитной карточкой организации, одним из звеньев её деятельности, выполняющим информационную функцию.

Предметом данной статьи являются самодостаточные сайты, существование которых – основное или единственное направление деятельности организации-разработчика. В этом случае сайт есть самоцель и вопрос материально-технического обеспечения его деятельности его деятельности напрямую зависит от его монетизации.

Проблема монетизации – это проблема не только локальных проектов с посещением 100-300 хостов в день. Крупные социальные сети (Facebook, ВКонтакте) до сих пор не нашли реальный способ монетизировать свою аудиторию – есть миллионы посетителей, акции этих сетей непрерывно растут, их владельцы получают немалые прибыли, но тем не менее эти прибыли несопоставимы с затратами на содержание самих сетей. Очевидно, что монетизация через продажу рекламы - не лучший вариант. Как бы там ни было, но люди приходят в социальные сети общаться и развлекаться. Некоммерческие сайты, рассматриваемые в рамках этой статьи, создаются, как правило, на спонсорские средства или на грантовые деньги. Когда деньги заканчиваются – сайт тоже заканчивается.

Таких полутрупов в интернете полным-полно. Мало кому удаётся на постоянной основе привлекать средства доноров для обеспечения многолетней успешной работы. Как, например, таким успешным проектам как ГУРТ и «Громадський простір».

Где же альтернатива? Как сохранить ресурс без ущерба для его основной направленности и в то же время без постоянных финансовых вливаний донорских организаций? Самофинансирование.

Во всём мире некоммерческие организации существуют за счёт частных пожертвований и членских взносов. Но это там, у них. У нас третий сектор всё ещё остаётся недоразвитым. Поэтому мы имеем сотни всеукраинских интернет-порталов, а порталов для НГО аж два.

Вернёмся к идее самофинансирования – за неделю мне её озвучили как минимум три человека. Предположим, сайт имеет 1000 уникальных посетителей, регулярно пользующихся его сервисами. Теоретически каждый из этих посетителей – если они заинтересованы в дальнейшем пользовании веб-ресурсом – может сделать благотворительный взнос 10-15 гривен в месяц, который нисколько не обременит его кошелёк, но в общей сумме поможет собрать средства, необходимые для финансирования сайта.

Но разделять оптимизм некоторых общественников по этому поводу, мне кажется, преждевременно. Пока пользователь не увидит прямой своей выгоды от подобных пожертвований, он не побежит в банк заполнять платёжку – такие взносы будут единичны и абсолютно несущественны. Кто собирал средства на какие-то акции, мероприятия прекрасно это знает.

Да что там говорить – членские взносы не собираются, наверное, ни в одной некоммерческой организации, по крайней мере, я таких не знаю; а там, где пытались внедрить подобную практику, она наткнулась на отчаянное сопротивление и повлекла отток членов.

Поэтому самофинансирование – если оно и возможно, то только за счёт небольшой группы заинтересованных лиц, но если администрирование сайта их основное занятие, ситуация становится тупиковой. Платный доступ. Идея ограничить бесплатный доступ к части контента первоначально возникла как возможный способ монетизации интернет-СМИ.

В принципе, если вы располагаете уникальным контентом, который интересен и необходим вашей аудитории, вы можете прибегнуть к данному способу в той или иной форме. К примеру, ввести зону ограниченного доступа, содержащую наиболее ценную информацию или ограничить количество материалов, которые пользователь может просмотреть за один день.

В теории подписка на контент может принести стабильные поступления, являющиеся более реальной альтернативой сбору пожертвований, поскольку во втором случае вам придётся взывать к сознательности пользователей, во втором пользователь принесёт вам деньги сам. На практике минусов больше чем плюсов.

Во-первых, из некоммерческого ресурса ваш проект сразу становится как минимум полукоммерческим.

Во-вторых, затрудняется привлечение новых пользователей.

В-третьих, в итоге вы можете получить уменьшение количества ваших постоянных пользователей в связи с их оттоком на альтернативные сайты, где аналогичный контент предлагается бесплатно. В любом случае, платный доступ в сети делает ресурс менее конкурентным. Тем не менее его всё-таки можно использовать – вы можете предоставлять доступ за деньги, например, к каким-то эксклюзивным фотоматериалам или электронной библиотеке. Платные услуги. В качестве альтернативы платному доступу вы можете предлагать пользователям платные услуги, перечень которых зависит от специфики вашего ресурса. Предположим, на вашем сайте размещёнкаталог общественных организаций вашего региона со ссылками на их сайты.

Вы можете сделать такое размещение платным. Другое дело – захотят ли ваши пользователи за это платить. В любом случае, платные услуги должны быть дополнением к бесплатным сервисам. И вряд ли хорошую службу вашему сайту сослужит идея сделать уже существующие бесплатные сервисы платными. Скорее всего, вы получите отток пользователей и ничтожно малый финансовый результат. Поэтому если уж и захотите ввести платные услуги – делайте их дополнительно к тому, что уже есть.

При этом они должны быть лучше и качественнее, чем бесплатные. Иначе зачем тогда они нужны вообще? Реклама. Несомненно, реклама – хлеб не только для оффлайновых СМИ. На самом деле на сегодня это единственный универсальный способ монетизации веб-сайта, доступный всем. Он позволяет не заморачиваться над тем нужно это пользователю или нет. Если у вас есть посещаемый ресурс, то ваша задача найти рекламодателя и разместить на своём сайте необходимый контент.

Поскольку мы говорим здесь о серьёзных проектах, сразу на второй план отодвинем такие способы заработка как продажа ссылок, статей, партнёрские программы и прочие подобные вещи. В случае, если вы ведёте два-три тематических блога, ничто не мешает вам заниматься продажей подобной рекламы и очень может быть вы сможете заработать $200-300 в месяц.

Но всё это никоим образом неприемлемо для серьёзного информационного портала – превратив ваш сайт в свалку рекламных ссылок, вы получите копеечный заработок, зато запросто отпугнёте многих пользователей и создадите себе дурную репутацию. Если уж вы решите заниматься рекламой, то она должна быть качественной. Также не надейтесь на сверхприбыли от баннерной рекламы, если у вас посещаемость ниже чем 10000 в сутки – как правило, баннеропоказы обычно выкупают в пределах $0,01-0,05 за тысячу, так что можете представить сколько посетителей вам нужно привлечь на сайт, чтобы заработать хотя бы $10 в день.

Для того, чтобы содержать ваш сайт за счёт рекламы, вам придётся искать серьёзных рекламодателей.

Возможно даже придётся выделить человека, который будет этим заниматься на постоянной основе. Потому что реклама в интернете – это целое дело. Важно знать и понимать что где размещать, чтобы добиться максимального результата и при этом не завешать свой сайт массой мигающих вразнобой баннеров, которые просто перекроют собой основной контент. Всё вышесказанное в любом случае означает следующее.

Если вы хотите, чтобы ваш проект действительно был независим от разовых финансовых вливаний грантодателей, вам придётся много работать. Научиться зарабатывать деньги наконец, и при этом балансировать между денежным интересом и целью существования вашего сайта.

К сожалению, наши НГО зарабатывать деньги не умеют, уповая исключительно на извечное «заграница нам поможет».

В отношении поиска местных ресурсов они не испытывают ни малейшего энтузиазма. Таков по большей части и продукт их жизнедеятельности – ориентированный на сиюминутные потребности и абсолютно нежизнеспособный.

Но реальность диктует свои условия, и чтобы выжить приходится трансформироваться. Кто в этом будет успешен – выживет, иные уйдут в небытие.

Читайте також: Сайт для неурядових організацій, або як завоювати інтернет

Ресурсний центр ГУРТ інформує: триває проект  "Розбудовуючи інфраструктуру громадянського суспільства: комунікаційний компонент", метою якого  є розробка системного бачення пріоритетів розвитку комунікаційної інфраструктури громадянського суспільства України з метою посилення спроможності громадських організацій та їх лідерів впливати на прийняття рішень на різних рівнях (місцевому, регіональному, національному).

Запрошуємо Вас долучатись до дискусії, висловлювати свої думки з цієї теми в коментарях.

Контакти

Коментарі

Вадим Пилипенко   5066 днів тому   #  

Повністю згоден з автором статті.
Хочу, як альтернативу платних веб-сайтів запропонувати поки-що безкоштовні послуги Google у створенні нових невеличких та безкоштовних сайтів. Я не є фахівець у розробці Інтернет-сторінок, але при необхідності, дані навички може набути кожний.
Для прикладу мною розроблені та просуваються наступні веб-сторінки:
1. ГО "Центр Європейських Ініціатив": https://sites.google.com/site/centreforeuropeaninitiatives/
2. ГО "Українсько-словацький центр "КАРПАТИ": https://sites.google.com/site/ukrainianeslovakcenter/
3. Послуга "Тренінгово-консультаційний консорціум": https://sites.google.com/site/trainingconsultingconsortium/
Ще раз дякую Google та бажаю всім успіхів.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5066 днів тому   #  

Ну о перспективах создания сайтов на таких сервисах я писал до этого. Не буду повторяться. Замечу только что создание сайта на бесплатном сервисе не снимает проблему его поддержки в дальнейшем. А заработать на таком сайте деньги - нереально.
Мы сами продвигаем подобный сервис на сайте "Громадський Форум Луганщини" http://ngo.lg.ua/?page_id=2 но этот сервис такой же ограниченный, как и другие.

  •   Пiдписатися на новi
Тимчук Тарас    5066 днів тому   #  

+1 Сергію Сакадинському
Адміністрування та підтримка інтернет-ресурсу справа справді нелегка. Знаю, бо більше 3 років причетний до розвитку порталу ГУРТ.
І тут питання не тільки в грошах на підтримку. Мова йде також про вивчення ринку, вивчення потреб, забезпечення інформаційної безпеки, взаємодії з користувачами... Це вимагає від власників таких інтернет-ресурсів суттєвих інвестицій, і в першу чергу - людських. не дивно, що в українському інфопросторі небагато професійних некомерційних інтернет-ресурсів.

Було б цікаво послухати і донорів на цю тему, адже вони фінансують проекти, в бюджет яких часто закладається створення дрібоньких сайтів, які відразу вмирають по завершенню таких проектів.

  •   Пiдписатися на новi
Сакадинський Сергій   5065 днів тому   #  

Это касается не только сайтов. В любой грантовой заявке есть графа, в которой донор интересуется как будет поддерживаться и развиваться проект после прекращения финансирования. Обычно там пишут разнообразные фантастические вещи, которые никогда не реализуются на практике.

  •   Пiдписатися на новi
  •   Пiдписатися на новi



Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.