Украинская медицина похожа на украинскую тюрьму – не выполняет основной функции, малоэффективна, коррумпирована и работает по советской философии. Поэтому правительство Украины решило реформировать и тюрьмы и медицину. И хотя обе реформы направлены на улучшение уровня жизни обычных граждан, результаты этих инициатив могут оказаться фатальными для многих людей, находящихся в местах лишения свободы.
Современная украинская медицина, унаследовав от советской эпохи систему Семашко, принесла Украине неутешительные результаты. Более чем в 2 раза большую смертность, по сравнению со странами Евросоюза, низкую длительность жизни граждан и полное отсутствие прироста населения. Вместе с тем, это не единственная система деятельности государства, которую Украина вынесла из советского прошлого.
Система исполнения наказаний не менее результативна в этом отношении. Благодаря ней, наша страна занимает одно из первых мест среди стран-членов Совета Европы (СЕ) по количеству осужденных к лишению свободы. А украинские тюрьмы стали традиционным местом систематического нарушения прав человека и развития эпидемий туберкулеза, ВИЧ-инфекции и гепатитов.
Изменить систему исполнения наказаний и систему охраны здоровья, Правительство Украины решило посредством двух соответствующих программ реформирования. При этом все они, по большому счету уже находится в стадии активной реализации.
Вместе с тем, не смотря на то, что обе реформы призваны создать благоприятные условия для здоровья населения, даже беглый анализ этих инициатив указывает на главный недостаток. Он состоит в том, что в результате их внедрения, система пенитенциарной медицины может остаться не реформированной и малоэффективной. А соответственно и нарушающей систематически медицинские права людей, находящихся в местах лишения свободы.
Давняя мечта правозащитников останется мечтой. Пенитенциарная медицина ближайшие 8-10 лет не перейдет к Министерству охраны здоровья.
Первым направлением реформирования медицины станет реструктуризация сети медицинских учреждений, которые будут разделены на три направления. Услуги участкового терапевта, семейная медицина и амбулатории составят уровень первичной медицинской помощи. Консультации узких специалистов и лечение в больницах – вторичной. Клиники на базе профильных институтов – третичной медицинской помощи. Для этого предусмотрено перепрофилирование учреждений охраны здоровья, которое регламентируется подписанным Президентом Украины Законом «О внесении изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья относительно усовершенствования оказания медицинской помощи».
Однако для пенитенциарной медицины, в контексте перепрофилирования или переподчинения медицинской службы, документ не содержит ни каких новшеств. Нет их и в Законе Украины «О порядке проведения реформирования системы охраны здоровья в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве». Этим Законом определяется реализация пилотного проекта по реформированию системы охраны здоровья.
В течение 2011-2014 года в этих областях будет проведена структурно-организационная и функциональная перестройка системы медицинского обслуживания. По ее результатам впоследствии будет реформироваться вся система здравоохранения Украины.
Таким образом, как минимум до 2014 года и затем пока результаты реформирования не будут внедрены на уровне страны, пенитенциарная медицина останется исключительно в пенитенциарном ведомстве.
Конкуренция и качество медицинской помощи могут остаться на свободе.
Еще одним новшеством реформирования структуры медицинской помощи является смена консервативных методов управления лечебными учреждениями и внедрение новых финансовых механизмов. Оплата врачам будет производиться за объем и качество оказанной медицинской помощи. При этом планируется, что качество предоставляемых услуг будут оценивать не только контролирующие органы, но и сами пациенты.
Принцип конкурентности в этом случае должен сыграть на улучшение качества медицинской помощи. В конечном итоге это отобразится и на финансировании. Вместе с тем, все это, не имеет ни какого отношения к медицинским учреждениям пенитенциарной службы. Ведь распределение осужденных по специализированным больницам осуществляется по региональному принципу, а некоторые специализированные учреждения представлены в единственном числе.
Однако стоит отметить, что криминально-исполнительная служба своей программой реформирования предусмотрела свои способы улучшения качества предоставления медицинской помощи.
В конечном итоге все они сводятся к проведению реконструкции и технического переоснащения лечебных и лечебно-профилактических учреждений. Документ предусматривает необходимость привлечения как минимум 243781650 гривен на приобретение медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также 188,1 млн. грн на переоснащение противотуберкулезных больниц. Все остальные специализированные больницы пенитенциарной службы, в программе не упоминаются.
Вместе с тем, реалистичность прописанного в программе реформирования, исходя из традиционной практики финансирования подобных программ, вызывает сомнения. Это подтверждает отчет о результатах выполнения Государственной программы, по улучшению условий содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, на 2006-2010 года. Согласно отчету, фактически на реализацию мероприятий Программы было привлечено всего лишь 128,7 млн. грн., что составляет – 5.7% от запланированных объемов.
Медико-реабилитационные центры и хосписы для осужденных останутся не доступными.
Единственной категорией граждан, имеющих отношение к пенитенциарной системе, которые смогут воспользоваться медико-реабилитационными центрами, являются сотрудники пенитенциарной службы и члены их семей. На создание таких центров программой реформирования предусмотрено соответствующее финансирование. При этом для осужденных не предусмотрено ни создание медико-реабилитационных центров, ни хосписов. Хотя в создании последних, в виду наличия возможности освобождения осужденных из-за состояния здоровья, нет необходимости.
Вместе с тем, все рассмотренные преобразования, по мнению их разработчиков – это только начало реформ. Какими будут результаты, покажет время и общественный мониторинг их реализации, которым, как и ранее будет заниматься Кировоградское областное отделение ВБО «Всеукраинская сеть ЛЖВ».
Коментарі